Top.Mail.Ru
Рациональная типографика: как создавать шрифты и не бояться ошибаться
Рациональная типографика: как создавать шрифты и не бояться ошибаться

Рациональная типографика: как создавать шрифты и не бояться ошибаться

Начать хочу с минутки нытья личной истории. На первом курсе магистратуры, когда распределяли научных руководителей для наших диссертаций, мне достался один из самых плодовитых профессоров университета. Сначала я обрадовался – шанс поработать с опытным наставником казался удачей. Однако наше сотрудничество быстро сошло на нет. Профессор пришёл в ярость из-за… цвета фона моей презентации на первом же общем прослушивании. Ещё больше его раздражило само направление моего исследования: я предложил проект по типографике и шрифтовому дизайну. Помню его слова, будто это было вчера:

…наши графики не лезут в эту область. Это особая каста…

Иначе говоря, преподаватель дал понять, что «мир шрифтов» – закрытый клуб избранных, куда рядовым графическим дизайнерам хода нет.

Так ии видит «касту шрифтовиков» и «касту шрифтокотиков» :) Выбирайте на чьей стороне вы

К сожалению, многие действительно воспринимают шрифтовой дизайн как нечто элитарное. Создался миф о «касте шрифтовиков» – узком круге мастеров, где новичкам будто не место, его нужно заслужить регалиями. Этот миф проявляется в профессиональной среде очень ощутимо. Молодые дизайнеры порой боятся даже попробовать себя в создании шрифта или даже просто поиграть с формами букв в логотипе не столько из-за технической сложности, сколько из-за атмосферы вокруг. Каждая ошибка новичка рискует превратиться в повод для публичного «пинка» – зачастую унизительного и высокомерного. Возникает порочный круг: новички боятся критики и не растут, а «мастера» убеждаются в собственной исключительности — так миф о некой касте только крепнет. Не раз доводилось наблюдать, когда коллега стесняется и скромничает, неуверенно рассказывая о своих творческих экспериментах или каком-то решении для заказчика — «профессионалы» ведь засмеют. Эта фраза, увы, показательна: страх унижения часто перевешивает творческий интерес.

Подобная обстановка рождает неуверенность — я вижу это и на примере коллег, и по собственному опыту. Уже более четырех лет я занимаюсь разработкой шрифтов, преимущественно для использования в акциденции. Мои шрифты применяются в самых разных проектах по всему миру — от США до Японии. Их используют как крупные компании, так и дизайнеры для различных целей: от создания логотипов и заголовков на афишах до оформления сайтов, видеоблогов и фирменного стиля.

Мой шрифт Ostrovsky на обложке ролика про Венгрию на канале Ильи Варламова (Минюст считает его иностранным агентом)

Впрочем, даже широкое распространение и практическая востребованность среди пользователей не гарантируют полной уверенности в своих силах. Несмотря на определенные успехи, я регулярно сталкиваюсь с критикой от отдельных «представителей цеха». Причем эта критика нередко окрашена высокомерием и сводится не к конструктивному обсуждению дела, а к демонстрации статуса критикующего. Например, мне публично указывали на мелкие недочеты с таким пафосом, будто недостаточно правильная форма какой-то буквы перечеркивает всю ценность проекта. Вместо того чтобы подсказать решение, такие «гуру» как бы заявляют: «Вы не из нашей касты, у вас нет права на ошибку».

Хорошо, если вы обладаете достаточной стойкостью, чтобы спокойно относиться к скепсису со стороны коллег, которых я иронично называю «зауральскими старцами». Еще лучше, если вопреки их отношению вы продолжаете профессионально расти. В таком случае оппонентам остается лишь наблюдать со стороны. Как метко заметил один мой знакомый, им «приходится считаться с таким безродным псом» просто потому, что он делом доказал свою состоятельность, на которую у них самих не хватило гибкости мышления. Первое, чему я научился за годы учебы и работы в этой сфере — понимание, что ошибки есть у всех, и это нормально. Осознав это, я также перестал бояться осуждения со стороны «старших». Я продолжаю заниматься любимым делом и делюсь опытом с коллегами, несмотря на периодические негативные выпады. В конце концов, в дизайне важно не звание и статус, а реальная полезность результата для людей.

Итак, «каста шрифтовиков» – не более чем миф, который не должен вас останавливать. Он только вредит общему делу: тормозит развитие индустрии и лишает её свежих идей, делая визуальную культуру беднее. Ошибаться – нормально; ошибки случаются даже у лучших, и из них мы учимся. Главное не бояться их исправлять и практиковаться. Тем более что сейчас для этого есть различные удобные инструменты. Посмотрите как круто современный дизайнер пишет, остро чувствует форму и сразу же исправляет, если ему что-то не нравится:

На гифке — ZüAT.SA, студент Академии Штиглица на мастер-классе

Кто-то скажет: «Посмотри на TypeType — их шрифты безупречны». Пожалуй, соглашусь :) Но важно понимать, сколько людей стоит за каждой гарнитурой в этой студии и сколько инженеров проверяют каждую деталь. В одиночку невозможно достичь такого же уровня контроля и объема выпуска. Это разные бизнес-модели и разные задачи. При этом даже среди тех, кто выпускает всего по одному шрифту в год, нет людей, застрахованных от промахов. А значит, высокомерная критика за технические огрехи просто лишена смысла, но конструктивная — повышает качество.

Тут нельзя не вспомнить слова Яна Чихольда: «My errors were more fertile than I ever imagined» «Мои ошибки оказались более плодотворными, чем я мог себе представить». Великий Чихольд, оглядываясь на свой путь, признавал, что промахи учат и ведут к новым открытиям. Ошибка не делает вас плохим дизайнером — она лишь этап обучения.

Конструктивная критика по определению должна указывать на проблему и предлагать пути её решения. Именно такой подход продвигает ремесло вперёд. А критика ради насмешки или самоутверждения не несёт пользы ни автору, ни критикующему. Даже мои самые плохие шрифты, которые я сам очень не люблю и считаю гадкими утятами (вроде Van Arkel), часто бывают полезны другим людям, они видят в них ценность и иногда пишут об этом в личные сообщения. 

Как вы уже наверно поняли, мне очень важно показать другим дизайнерам: в шрифтовом дизайне нет недосягаемой «касты жрецов». Есть сообщество людей, увлечённых своим делом. И вход туда открыт каждому, кто готов учиться, работать и не бояться ошибок. Задавшись целью разрушить этот миф, давайте разберёмся: что же на самом деле значит «делать шрифт» профессионально? Какие знания и подходы помогают чувствовать себя уверенно в этом ремесле – без страха и без позёрства?

 

Что значит «делать шрифт» по-настоящему: система, назначение и контекст

Часто можно услышать упрощённое представление: «Шрифт – это просто набор букв алфавита для того, чтобы печатать текст». На практике же создание шрифта – это разработка целостной системы визуальных решений. Такой системы, где каждая буква не сама по себе, а работает в ансамбле с другими, подчиняясь единой логике. Недаром выдающийся типограф Уолтер Трейси заметил:

A great typeface is not a collection of beautiful letters, but a beautiful collection of letters.

Иными словами, хороший шрифт – это не просто собрание красивых букв, а гармоничное единство этих букв. Каждая буква должна выглядеть хорошо не только сама по себе, но и в слове, в тексте, рядом с любыми соседями. Именно системность и согласованность форм отличают профессиональный шрифт.

Детали системы моего дипломного шрифта Shoptronic SP

Что входит в понятие «шрифт как система решений»? Прежде всего, повторяемость логики и взаимосвязь элементов. Буквы одного шрифта строятся по общим принципам: схожие штрихи имеют схожую толщину, углы наклона соотносятся, детали оформлены единообразно. Если в одном знаке есть определённый приём, в другом он проявляется аналогично. Благодаря этому текст, набранный шрифтом, выглядит цельно, буквы «родственны» друг другу. Шрифт также предполагает предсказуемое поведение в наборе: равномерность слова по тону, ритм чередования чёрных и белых форм, удобочитаемость в строке. Но с этими правилами, мягко скажем, можно заигрывать.

Кроме собственно форм букв, огромную роль играет оптика, то есть визуальная корректировка, учитывающая особенности восприятия — то, что мы разобрали в предыдущей статье цикла. Коротко отмечу: глаз человека видит не математически точно: например, круглые буквы могут казаться меньшими рядом с квадратными, и их приходится чуть увеличивать. Тонкие элементы нужно слегка утолщать, чтобы при чтении они не «выпадали». Пробелы между буквами тоже подбираются так, чтобы слово читалось равномерно, без провалов и слипаний. В итоге профессионально сделанный шрифт – это гармония чёрного и белого, формы и контрформы. В шрифте важно не только то, что нарисовано (чёрные штрихи букв), но и пустоты – внутренние просветы знаков, промежутки между ними. Меняя очертание буквы, вы неизбежно меняете и окружающие её белые поля – а они столь же значимы для восприятия текста. Баланс между «чёрным» и «белым» определяет ясность и красоту.

Каламбуры в офисе ТайпТайп и лист из альбома Ольги Розановой — Приговоренные к казни роют себе могилы, 1916

Таким образом, создание шрифта – это проектирование визуальной системы, где множество элементов работают сообща. Исторически типографы разрабатывали приёмы для обеспечения этой согласованности. Например, в эпоху ручного книгопечатания использовался метод контрпуансона (counterpunch), когда пробельные формы выдавливались специально созданными болванками — зачем постоянно вырезать вручную каждое очко в глифе, если его можно сделать одинаковым и таким образом убить двух зайцев — повысить системность шрифта и ускорить работу. Современный исследователь Фред Смейерс подтверждает, что техника контрпуансона была ключевой для достижения регулярности очертаний, повторяемости и скорости изготовления шрифта – словом, всего, что необходимо для рационального дизайна гарнитуры. Сегодня у нас цифровые инструменты, но цель та же: добиться регулярности форм и оптической стабильности шрифта, а в некоторых случаях еще и ускорить его разработку.

Кроме того, шрифт существует не в вакууме, а всегда для чего-то и в определённых условиях. Поэтому перед тем как приступить к рисованию глифов, важно чётко представить назначение и контекст будущей гарнитуры. Чаще всего у меня подготовка происходит так: я вижу какую-то интересную акциденцию, леттеринг на ней, или даже рукописные заметки, оставленные художником в своей уникальной манере, вдохновляюсь и сразу же делаю наброски прямо в цифровом виде в графическом редакторе. Так было, например, с Ura Bum Bum SP, который отрисован по рукописным заметкам художника Фимы Мусаилова в культовом журнале «Ура Бум-Бум!», а также с Stieglitz SP, который я нарисовал буквально за день по мотивам леттеринга с памятника барону Александру Штиглицу, пока ехал в поезде на конференцию, и многими другими шрифтами, представленными на этом сайте.

Сверху — шрифт, снизу — заметки Фимы Мусаилова

Но если систематизировать такой подход, то получается, что для себя я всегда уточняю три ключевых блока ещё на старте проекта:

  • Назначение шрифта. Для чего он создаётся? Будет ли это шрифт для набора больших массивов текста или для кратких броских заголовков? А может, для логотипов, афиш, титров или интерфейсов? Например, текстовый шрифт для книг и газет должен работать в мелком кегле, быть максимально читабельным и нейтральным. Заголовочный или логотипный шрифт, напротив, может быть более экспрессивным, уникальным – его задача привлекать внимание и запоминаться даже отдельно взятым глифом. Невозможно одинаково хорошо охватить все применения одним дизайном. Но в современном дизайне уже стёрта строгая грань между «текстовыми» и «акцидентными» гарнитурами: востребованы самые разные, в разных сценариях — «модно всё», как говорила Зоя Вексельштейн. Однако самые успешные гарнитуры всё же лучше работают в чем-то одном. Helvetica тому пример. Поэтому для целей этой статьи давайте разделять акцидентные шрифты и текстовые — так удобнее, чтобы не запутаться.

  • Режим использования. В каких условиях и среде будет применяться шрифт? Здесь важно учесть, контролируемое или массовое применение предполагается. Контролируемая среда – это когда дизайнер сам выбирает, как и где использовать шрифт (например, фирменный шрифт бренда, применяемый строго по гайдбуку, или шрифт для логотипа конкретного проекта). Массовое использование – это ситуация, когда шрифт уходит в свободный доступ, и его могут применять тысячи людей в непредсказуемых контекстах, которые он поддерживает: на разных языках, на любом оборудовании, в сочетании с разным дизайном. В обоих случаях важно обсудить технические детали и обозначить рамки того, что будет разработано. Но в первом случае смелые решения будут служить целям заказчика, а во втором – рекламировать вас. Здесь вы решаете сколько символов предоставлять широкому пользователю, какой уровень проработки допустим, также шрифт должен прощать неточное обращение, как минимум приемлемо смотреться и на экране, и в печати, выдерживать разные фоновые окружения. Поэтому зная будущую среду, дизайнер шрифта может упростить себе задачу, определив четкие грани дозволенного.

  • Ограничения проекта. Реальные условия создания тоже диктуют решения. Сроки, бюджет, требуемый объем работы, уровень требуемой детализации – всё это честные параметры, которые нельзя игнорировать или преуменьшать их значение. Если на разработку шрифта есть, скажем, всего месяц, глупо замахиваться на совершенство мировой классики. Придётся расставить приоритеты: что в данном шрифте критически важно довести до блеска, а что может остаться на уровне «достаточно хорошо». То же с масштабом: одна задача требует полной вариативной гарнитуры с сотнями глифов и десятком начертаний, а другая – узкого шрифта лишь с заглавными буквами для логотипов. Понимая ограничения, дизайнер осознанно устанавливает границу полировки и не выходит за рамки, чтобы вовремя завершить проект. Это нормально: лучше выпустить рабочий шрифт, соответствующий поставленной задаче, чем бесконечно гнаться за идеалом и не закончить ничего.

Учёт этих трёх аспектов – назначения, режима использования и проектных ограничений – позволяет грамотно спланировать работу над шрифтом. В итоге получаем своеобразный контекст. Осознав его, гораздо легче выработать рациональные подходы к дизайну. Это и есть баланс между верностью типографической традиции и смелостью эксперимента. Понимая, для чего и для кого вы создаёте шрифт, вы сможете и каноны применить осмысленно, и отойти от них там, где задача требует нового подхода. Такой осознанный метод убирает «комплекс самозванца» у новичка: вы уже не претендуете «влезть в касту», а просто решаете дизайнерскую задачу профессиональными средствами

Повторюсь, шрифт не существует в вакууме: он всегда создаётся для чего-то и в определённых условиях.

Шрифт с мягкой сеткой Вима Краувела для выставки Клааса Ольденбурга в музее Стеделийк, 1970 год

В современном коммуникационном дизайне шрифты акцидентные (для заголовков, вывесок, логотипов) не менее важны, чем текстовые (для длинного чтения). Более того, роль акцидентных шрифтов сейчас невероятно высока — вокруг нас буквально «логомания», каждый день создаются тысячи новых брендов с уникальными шрифтами. По разным оценкам, на планете сейчас более 400 миллионов активных компаний; ежегодно появляется до 50 млн новых стартапов. Всем им нужны названия, айдентика, логотипы – а значит и оригинальные гарнитуры. Поэтому создание декоративных, брендовых шрифтов никак не менее важно, чем классических текстовых.

Однако подход к ним нужен свой. Если традиционная типографика книги стремится к прозрачности и удобочитаемости, то современная акциденция нацелена на выразительность и характер. При создании акцидентных гарнитур рациональность проявляется не в строгом следовании книжным канонам, а в поиске максимальной остроты формы. Как говорит дизайнер Владимир Коломейцев:

Современная типографика — это про дух и нерв времени. Скорость — это острота образа.

Если в наборном тексте мы боремся за «невидимость» шрифта, то в акциденции мы боремся за его характер. Здесь рационально не то, что привычно глазу, а то, что точно решает задачу — будь то экспрессивный логотип или одна-единственная буква, которая цепляет внимание своей необычной геометрией. Мы вправе отказаться от педантичного исправления деталей шрифта, если это «правильное» исправление крадет его энергию и остроту. Проще говоря, в акцидентном шрифте допустимо многое из того, что недопустимо в тексте. Иногда выразительный заголовок рождается как раз из элегантного нарушения канонов. Скажем, классическое правило гласит, что пропорции букв в гарнитуре должны быть выдержанными ради равномерности текста. А в шрифте для логотипа можно намеренно сделать какие-то буквы непропорционально большими или маленькими – если это придаёт слову уникальный характер. В сплошном тексте подобный приём разрушил бы ритм строки, а в логотипе — способен стать яркой изюминкой.

Шрифт Zenter SP

Шрифт Zenter, который я сделал во время хакатона Сколково за 2 часа в Adobe Illustrator, с кучей «ошибок» в контурах, но зато с острыми формами во всех смыслах

Конечно, базовые принципы качества едины для любого шрифта: и акцидентного, и текстового. Никто не отменял требований хорошего вкуса, соразмерности частей, внутренней логики гарнитуры. В этом смысле Роберт Брингхёрст справедливо говорит, что типографическое мастерство опирается не на конкретную технику, а на более глубокое ремесло: «Typographic style is founded not on any one technology of typesetting or printing, but on the primitive yet subtle craft of writing». То есть существует единая культура письма и шрифта, формировавшаяся веками, и часто дизайнер, сам того не ведая, учитывает её законы. Однако внутри этой культуры – огромное пространство для разнообразия. Не случайно Брингхёрст также призывает: «By all means break the rules, and break them beautifully, deliberately and well» «Нарушайте правила всеми средствами – но делайте это красиво, продуманно и умело».

r/QuotesPorn - BY ALL MEANS BREAK THE RULES, AND BREAK THEM BEAUTIFULLY, DELIBERATELY AND WELL. ROBERT BRINGHURST "

Источник изображения: Reddit

Важно лишь помнить цель: правило нарушается не ради эпатажа, а ради достижения нужного функционального или эстетического эффекта. 

Классики типографики вроде Яна Чихольда и Эмиля Рудера заложили фундаментальные правила – своего рода «канон» хорошего шрифта. Их принципы (ясность, читаемость, баланс белого и чёрного, оптические коррекции и т.д.) по-прежнему крайне важны для качества гарнитуры. Например, Рудер писал: «Typography has one plain duty before it and that is to convey information in writing. No argument or consideration can absolve typography from this duty. A printed work which cannot be read becomes a product without purpose». То есть, главная обязанность типографики – донести информацию; если текст невозможно прочесть, дизайн теряет смысл.

С этим не поспоришь применительно к абзацам текста. Однако, как отмечают критически настроенные теоретики, универсальных решений не существует – мир не ограничивается одной лишь книжной типографикой. Сегодня шрифтами оформляется не только текст, но и логотипы, интерфейсы, упаковка, уличная реклама – контексты куда более разнообразные, чем страницы романа. Поэтому слепо применять единый набор правил ко всем случаям неправильно . В конечном счёте, как подметил дизайнер и издатель Руди ВандерЛанс:

«There’s more to graphic design than book design».

«Графический дизайн — это не только дизайн книг».

Необходимо проговорить еще важную вещь: дар чувствовать гармонию и смелость нарушать каноны распределены неравномерно. Не каждый обладает врожденным чутьем, позволяющим намеренно исказить пропорции и превратить это в шедевр. В творческом процессе этот разрыв проявляется особенно ярко. Одному мастеру достаточно нескольких точных штрихов, чтобы уловить «ту самую» живую форму. Другой же вынужден бесконечно шлифовать работу, порой стирая первоначальную остроту и энергию в поисках идеала. Это не вопрос таланта в категориях «хорошо» или «плохо» — такова природа индивидуального ритма и восприятия.

Единственный путь к мастерству здесь лежит через осознанную практику. Чтобы научиться нарушать правила «красиво и осознанно», нужно сначала досконально их изучить. Как метко заметил Владимир Коломейцев в чате для шрифтовых челленджей PLAY FACES«Практика и варианты — в этом вся суть типографики». И, пожалуй, любого другого искусства. Если есть желание расти, нужно просто продолжать поиск, переводя количество попыток в новое качество видения.

Одна из последних работ дизайнера и иллюстратора Саши Киселева в PLAY FACES. Не шрифт, но что мешает сделать его из этого крутого леттеринга? :)

 

Мой подход: критерии качества, решения и границы «достаточно хорошо»

Как же я выстраиваю работу над шрифтами, учитывая всё вышесказанное? Со временем у меня сформировался своего рода методический каркас – набор свойств и проверок, который я применяю в каждом проекте. Иначе его можно назвать «операционной системой» моего шрифтового мышления. Каждая задача в неё «загружается» со своими вводными, но базовые процессы остаются схожими.

Для начала нужно сформулировать основные свойства дизайна данного шрифта. Как я уже писал выше, чаще всего у меня это происходит на волне вдохновения, скорее подсознательно. Но для целей статьи давайте систематизируем и разберемся что это такое.

Например: «максимальная читабельность в мелком тексте» или «экспрессивность форм, передающая настроение ретрофутуризма». Из каждого принципа вытекают критерии качества, по которым я потом буду судить, удалось ли задуманное. Если важна читабельность, критериями станут: достаточный контраст букв и фона, чёткое различие похожих знаков (O/0, I/l/1 и т.д.), стабильный ритм в тексте. Если цель – вызвать ассоциацию с ретрофутуризмом, критерии будут иные: узнаваемость стилистического приёма, баланс экспрессии и разборчивости, эффектность в крупном размере или каких-то отдельных сочетаниях глифов.

Ретрофутуристичный шрифт Digital-7 от Style-7

Важно, что критерии привязаны к реальному сценарию использования шрифта. Я всегда спрашиваю себя: «Как гарнитура должна выглядеть в тех проектах, для которых она создаётся?». Далее под каждый критерий придумываю способ проверки. Существуют удобные инструменты, которые позволяют закрывать многие потребности. Для оценки и удобной корректировки высоты глифов, кернинга, спейсинга и разных других параметров я использую плагин для Adobe Illustrator — Fontself. Он позволяет сильно сэкономить время, но не всегда работает идеально. Для создания ультраточного и профессионального текстового шрифта он плохо подойдет, лучше использовать инструменты Glyphs или RoboFont, еще Fontlab. Но для тестирования и создания бета-версий овладеть Fontself будет очень полезно, а для таких сценариев, по которым работаю я — это вообще мастхев.

Также существует множество онлайн-инструментов, которые проверяют различные метрики в шрифте. Один из таких, которым я часто пользуюсь, — сервис «Fontdrop!» от Viktor Nübel. Он позволяет быстро и наглядно оценить состав кассы, ключевые метрики, OT-фичи, а также выводит примерное число языков, которое поддерживает шрифт. Кроме того, он абсолютно бесплатный и работает как часы. Виктору можно задонатить на кофе, если его проект вам принесет пользу.

Чтобы проверить выразительность акцидентного шрифта, я делаю пробные постеры или обложки с его использованием и наблюдаю: цепляет ли глаз? работают ли заложенные в форму глифов отсылки и образы? Возникают ли нужные ассоциации? Такой подход помогает не упустить главного: шрифт придумывается не ради абстрактного идеала, а ради конкретной функции, которая, как мы помним по философскому принципу Фрэнка Ллойда Райта, должна быть в единении с формой.

Также необходимо и полезно расставлять приоритеты. Особенно это касается прикладных коммерческих проектов, когда вы делаете шрифт не для того, чтобы он рекламировал вас, а под задачу конкретного заказчика. У любого дизайна есть бесконечное число параметров, которые «хорошо бы улучшить». Но ресурсы и время всегда ограничены, а идеальное совершенство не существует вовсе. Поэтому я стараюсь определить, какие аспекты шрифта критически важны для его успеха, а какие второстепенны и могут быть принесены в жертву ради главного. Всегда спрашиваю: «Что здесь самое важное, а с чем можно смириться?». Такой подход уберегает от перфекционизма ради перфекционизма. Ведь лучше завершить проект достаточно хорошо, чем бесконечно его переделывать в погоне за недостижимым идеалом.

Приведу пример. Сейчас я разрабатываю гарнитуру для заказчика из Японии. Ключевой приоритет проекта – тонко передать характер традиционной японской каллиграфии, но без прямого имитирования иероглифики. То есть, латинские и кириллические буквы нашего алфавита должны сохранить принципы своей формы, но в деталях просматриваются лёгкие черты восточной кисти. При этом читабельность и ясность форм хоть и важны, но не ставятся на первый план – они уступают место художественному образу. В таких случаях я осознанно жертвую частью удобочитаемости ради нужного настроения. Разумеется, это оправданно только тогда, когда такой художественный образ действительно важнее и есть согласие с заказчиком. Повторюсь: всё упирается в цель и контекст.

Один из слайдов для примера как работает шрифт для заказчика из Японии

На базе принципов, критериев и приоритетов выстраивается и сам процесс работы. В общих чертах мой workflow включает такие этапы:

  • Постановка задачи и рамок проекта. Формулирую, для чего создаётся шрифт, и какие есть ограничения (сроки, технические требования, объём, языковой охват, целевая платформа и т.д.).

  • Разработка базовой системы. Рисую ключевые знаки (обычно наиболее частотные буквы, контрольные сочетания) и вырабатываю общий стиль гарнитуры. Здесь проверяется внутренняя логика: сочетаются ли формы друг с другом, работает ли задуманный принцип.

  • Расширение набора. Когда основы положены, создаю остальные глифы, опираясь на заложенную систему форм. Добавляю необходимые символы, знаки пунктуации, цифры, специальные знаки – всё, что требуется проектом. Иногда в процессе расширения выясняется, что какую-то базовую форму нужно скорректировать – тогда возвращаюсь на шаг назад и правлю общий стиль. Процесс может идти итерациями, и это нормально.

  • Тестирование в применении. Регулярно проверяю шрифт в реалистичных условиях: делаю тестовые макеты или экранные превью – в зависимости от того, где гарнитура будет использоваться. Готовлю бета-версии готового шрифта и для заказчика — важно получать обратную связь и комментарии, чтобы проект был успешным. Это позволяет увидеть все возможные проблемы в реалистичных условиях. Здесь очень важно вовремя остановиться и не заниматься полировкой бесконечно – помня о приоритетах, которые мы задали.

  • Финализация и выпуск. Вношу последние правки, шлифую технические детали, готовлю шрифт к релизу.

  • Итерации улучшений (при необходимости). После выпуска продолжаю следить за судьбой шрифта. Если со временем нахожу ошибки или получаю обратную связь от пользователей, выпускаю обновления. Ни один шрифт не идеален с первой версии, поэтому доработка – обычное дело.

При необходимости, можно добавить дальнейшие итерации обновлений. Разумеется, в жизни всё может быть менее линейно: иногда, начав расширять набор, возвращаешься на шаг назад и корректируешь базовый стиль, если что-то пошло не так. Или выпустив первую версию, через пару месяцев делаешь обновление, улучшая выявленные слабые места.

Это нормально: шрифт – живой продукт, требующий постоянного совершенствования, особенно если им начинают пользоваться многие люди. Я стараюсь выстроить процесс так, чтобы каждая итерация приносила улучшения, которые пойдут на пользу, но при этом не парализую себя бесконечным циклом переделок.

Ошибки – часть ремесла. Я уже говорил об этом, но повторю применительно к процессу: обнаружение и исправление ошибок – необходимый этап работы над шрифтом. Ни один, даже самый опытный, дизайнер в одиночку не создаст безупречную гарнитуру с первого раза. Поэтому я стараюсь относиться к ошибкам спокойно. На внутренних стадиях я сам ищу их придирчиво: вывожу крупно буквы, сравниваю формы, ищу нелогичности или диссонансы. Многие проблемы ловишь именно так. Но какие-то просчёты проявляются только «в поле» – когда шрифт начинают применять другие люди. Раньше подобные ситуации меня болезненно задевали: казалось, что недосмотрел очевидное, подвёл ожидания. Теперь же я воспринимаю это как естественную часть развития продукта. Выходит обновление шрифта, где учтены замечания, и он становится лучше. «Ошибка» «полный провал», если автор готов её исправить. Наоборот, умение признать недочёт и улучшить дизайн – признак профессионализма. В конце концов, сколько бы шрифтов мы ни сделали, всегда остаётся чему учиться. С каждым проектом я сам узнаю что-то новое: будь то исторический нюанс, особенность национального алфавита или даже собственная привычка, о которой не подозревал.

 

Критика без токсичности и вывод: как отделять качество от позы и зачем дизайнеру типографика

В профессиональной среде дизайна мне довелось наблюдать один любопытный феномен. Даже очень сильные мастера порой критикуют работы коллег так, будто цель – не улучшить дизайн, а обозначить некую иерархию. Звучат комментарии в духе: «Это недопустимо, так никто не делает» – без объяснения, почему именно плохо и как можно исправить. Складывается впечатление, что такой критик больше заботится о подтверждении собственного статуса гуру, чем о помощи автору. Подобная токсичная критика обычно выражается сарказмом, преувеличением мелочей, а то и переходом на личности. Она демотивирует и сеет страх ошибок.

Еще в 1990-х голландский типограф Герард Унгер отмечал, что многие шрифтовики обсуждают буквы так, будто шрифт существует в вакууме, игнорируя меняющиеся условия дизайна и привычки читателей. Такой оторванный от реальности подход нередко и порождает высокомерное отношение к новичкам. К тому же часто сказывается и разрыв поколений: мастера старой школы, те самые старцы и их подражатели, воспитанные на свинцовых литерах и строгих канонах, порой смотрят свысока на молодых дизайнеров цифровой эпохи. Сто лет назад мастер действительно проходил долгий путь ученика, прежде чем ему доверяли рисовать гарнитуру. Но сегодня новые технологии сделали шрифтовое дело куда доступнее: компьютерные программы позволяют любому попробовать свои силы в создании шрифта. Типографика развивается вместе с технологиями – инструменты расширяют творческие возможности, не отменяя классических принципов.

Я для себя выработал простой критерий: если после чьих-то замечаний у меня появились идеи по улучшению – критика была полезной. Если же осталось только ощущение, что меня «поставили на место», а что делать дальше – неясно, значит, это была пустая токсичная атака, и внимания она не заслуживаетНо иногда стоит делать исключения :)

Слайды с критикой шрифтов ST-Nizhegorodsky и ST-Donbass Александра Шиманова. Хорошие шрифты, без иронии, мне очень нравятся. А эти ошибки — мелочи, если оценивать шрифты не в вакууме 

Как научиться самому фильтровать критику и не принимать близко к сердцу выпады? Тут, конечно, многое приходит с опытом и банальной выдержкой. Когда в первый раз читаешь разгромный комментарий к своей работе, трудно не раскиснуть. Мне помогает вернуть фокус на цель: зачем я этим занимаюсь и чего хочу достичь. Полезно также спросить себя: «Эта критика по существу? Поможет ли она мне улучшить шрифт для моих пользователей?» Если да – надо взять из неё рациональное зерно, как бы неприятно ни было. Если нет – смело отправлять её в мусорную корзину сознания.

Бывало, мне писали нелицеприятные вещи, но там оказывалось рациональное замечание, которое действительно стоило учесть. Я старался абстрагироваться от тона и вычленить суть: что именно не так и можно ли исправить? Первая реакция – обида. Но затем остываешь и думаешь: а ведь возможно «он» и прав. Исправляешь ошибки в обновлении. «Старец», конечно, останется при своём мнении, но шрифт будет только лучше.

С другой стороны, немало раз мне высказывали претензии, вообще не связанные с задачами шрифта. Например, один из преподавателей на общем прослушивании тем диссертаций сказал: «Невозможно сделать шрифт для русской и армянской письменности одновременно, потому что у них разное происхождение» или «твой акцидентный шрифт плохо читается в абзаце». Меня это тогда так удивило! Слышать такое от преподавателя-графика в вузе — нонсенс. Но позже такие отзывы я научился пропускать мимо: иногда людям просто нужно что-то сказать, чтобы изобразить иллюзию бурной деятельности, спровоцировать дискуссию. Как в том меме, где бабуля приходит в аптеку «Ригла» и начинает возмущаться перед провизором о том что «аптека как аптека, а название такое — РИГЛА». Отделять качественную критику от позы – значит, оценивать замечания через призму целей проекта.

В завершение я хочу ответить на, пожалуй, самый общий вопрос: зачем графическому дизайнеру вникать в типографику, рисковать заходить на «территорию шрифтовиков»? Мне кажется, что изучение шрифтового дизайна, даже без цели стать узко профильным шрифтовым дизайнером, даёт огромные преимущества профессионалу. Во-первых, это рост вкуса и насмотренности. Работая со шрифтами, вы начинаете замечать нюансы форм, пропорций, ритмов – и это переносится на любой дизайн, делает его тоньше и осмысленнее. Во-вторых, типографика учит аргументации. Когда вы проектируете гарнитуру, каждое решение приходится обосновывать: почему такая ширина букв? почему эти отступы? Накапливая такие обоснования, вы потом увереннее объясняете и любые графические решения клиентам и коллегам, оперируя понятиями иерархии, гармонии, компенсации. В-третьих, шрифт – это система, а значит, работая над ним, вы развиваете системное мышление. Вы лучше структурируете работу, планируете шаги, учитываете взаимосвязи деталей – и эти навыки здорово помогают в комплексных дизайн-проектах, бренд-айдентике, UX и т.д.

Наконец, погружение в шрифты даёт удивительное ощущение причастности к истории и культуре письменности. Вы продолжаете дело, которому сотни лет, и одновременно двигаете его вперёд. И при всём при этом, как мы обсудили, вход в эту область открыт. Нет никакой магической касты, которая способна творить шрифты для объявления о втором пришествии Спасителя. Шрифты делают люди – такие же, как вы. Вливайтесь, пробуйте, ошибайтесь, учитесь. Да, временами вы встретитесь с чьим-то снобизмом или непониманием. Но вы теперь знаете, что с этим делать: не бояться, держать фокус на деле, фильтровать критику.

Отмечу, что ежегодно в мире появляются тысячи новых шрифтов, и спрос на них только растёт – индустрия нуждается в свежих идеях и создателях гарнитур. Приток новых талантов выгоден всем участникам сообщества – значит, незачем воздвигать искусственные барьеры или устрашать новичков. Ошибаться на этом пути нормально, а развиваться – увлекательно. Поддерживающее профессиональное сообщество и здоровая критика всегда помогут стать лучше, а высокомерные отзывы пусть остаются на совести их авторов. Главное – продолжать практику с любовью к делу, и со временем вы сами не заметите, как начнёте уверенно чувствовать себя в шрифтовом дизайне без страха и без позы.

 

Друзья! Спасибо, что дочитали, надеюсь вам было интересно. Я открыт для любых обсуждений, комментариев, предложений и проектов. Подпишитесь на мой Телеграм-канал и присылайте свои мысли и вопросы по теме типографики, шрифтов, дизайна в целом в личные сообщения. Я буду рад пообщаться!

Comments
No one has left any reviews yet
Write to us
Request sent successfully!
Name *
Phone *
Message *
Preorder
Preorder sent successfully!
Name *
Phone *
Заявка

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями оферты и политики конфиденциальности.