Top.Mail.Ru
Акцидентные шрифты в брендинге и графическом дизайне — Павленко + дизайн
Формообразование акцидентных шрифтов в графическом дизайне

Формообразование акцидентных шрифтов в графическом дизайне

Акцидентные шрифты играют ключевую роль в формировании идентичности инновационных брендов, эффективно транслируя их ценности и эмоции и позволяя выделяться на рынке. Однако традиционные классификации шрифтов не учитывают специфику акцидентных форм, что усложняет создание выразительных решений для технологических компаний.
Это исследование направлено на разработку и практическую проверку новой системы классификации формообразования акцидентных шрифтов на основе композиционных контрастов. Цель — создать методику, позволяющую проектировать шрифты, максимально отвечающие задачам бренд-коммуникации технологических компаний.
Сферы использования акцидентных шрифтов
Акцидентные шрифты — это особый класс гарнитур, которые изначально создавались для заголовков, афиш, вывесок и рекламы. В английском языке их чаще называют display fonts. Их задача — не просто передать текстовую информацию, а мгновенно привлечь внимание и выразить эмоцию, ассоциацию, создать визуальный акцент. В отличие от текстовых шрифтов, где главные параметры — читаемость (readability) и разборчивость (legibility), у акцидентных шрифтов на первый план выходят выразительность, характер, тональность и способность транслировать невербальный смысл.
Истоки шрифтового дизайна уходят в античность: римские надписи, такие как на Траяновой колонне, строились на гармонии пропорций и визуальной мощи. В Средневековье акцент смещался на рукописные формы, которые были выразительными, но массово тиражироваться не могли. Всё изменилось с изобретением печатного станка в XV веке: шрифты стали стандартизироваться, появились гарнитуры, рассчитанные на удобочитаемость книжных массивов.
Появление акцидентных шрифтов как отдельного явления связано с индустриализацией XVIII–XIX веков и ростом рынка рекламы. В Лондоне ещё в 1770-х типографы начали отливать крупные металлические литеры специально для вывесок и плакатов, стремясь выделить сообщение среди визуального шума города. В XIX веке с изобретением литографии возникла возможность создавать яркие, многоцветные афиши, что ещё больше стимулировало появление декоративных, рукописных, скриптовых и гротескных форм.
Аболиционизм, 1838 год
Художественные стили — Ар-Нуво, Ар-Деко, модернизм, постмодернизм — оставили заметный след в дизайне акцидентных шрифтов. Становится нормой экспериментировать с формой, контрастом, наклоном, динамикой, декоративными элементами. Примером служит Futura — один из символов геометрического модернизма, а в постмодерне наблюдается взрыв эклектики и ироничной стилизации.
Шрифт Вима Кроувела и шрифт vanök regular 🍏 для Глюкозы
С развитием цифровых технологий возможности для дизайнеров практически безграничны: векторная графика, генеративные скрипты, автоматизация и адаптация к любым медиа. Программы вроде Adobe Illustrator упростили создание уникальных шрифтов, а глобализация рынка требует от брендов всё большей уникальности визуальной айдентики. Сегодня акцидентные шрифты — важный инструмент брендинга, цифровых медиа, интерфейсов.
Главное отличие акцидентных шрифтов — в их функциях и воздействии на восприятие. Они рассчитаны на мгновенное визуальное и эмоциональное воздействие, передают не только текст, но и настроение, атмосферу, эстетику, характер бренда. В терминологии выделяют такие параметры, как «атмосфера/тональность», «аффективность», «typographic personality». У акцидентных шрифтов важнее выразительность, индивидуальность, ассоциативный и семиотический потенциал, чем удобочитаемость больших текстовых массивов. Для текстовых гарнитур, наоборот, приоритет — нейтральность, сбалансированность, лёгкость чтения.
Эмоциональная палитра акцидентных шрифтов чрезвычайно широка. Грубые, массивные литеры могут создавать ощущение силы и тяжести, округлые и мягкие — дружественности и игривости, резкие и угловатые — динамики или агрессии. Контраст, декоративность, насыщенность, пластика форм — всё это инструменты передачи смысла вне слов. Порой акцидентный шрифт способен ассоциироваться с такими абстрактными ощущениями, как «солёность», «горькость», или «элегантность», что активно используют бренды для точной идентификации своих продуктов.
Важное отличие: акцидентные шрифты зачастую намеренно нарушают каноны типографики — экстремальные пропорции, декоративные элементы, сложные композиционные решения. Здесь читабельность — не самоцель, а инструмент подчинённый общей выразительной задаче. Поэтому попытки оценивать такие шрифты только с позиций удобочитаемости могут привести к неверным выводам: дизайнеры стремятся к уникальности, даже если это идёт вразрез с классическими канонами.
Обложка альбома и шрифт от vanök regular 🍏 для Глюкозы
Отдельная проблема — систематизация и классификация акцидентных шрифтов. Международная система Vox-ATypI, а также отечественные классификации преимущественно ориентированы на текстовые гарнитуры. Акцидентные же обычно сводятся к отдельной, малоразработанной группе, либо размываются внутри декоративных и прочих шрифтов. Даже относительно современные авторы — как Брингхёрст, Королькова, Спиров — в своих системах уделяют акцидентным формам лишь обобщённое внимание, фиксируя лишь некоторые стилистические группы (декоративные, технические, имитационные и т. д.).
Сложность в том, что акцидентные гарнитуры создаются часто индивидуально, под проект, и могут радикально отличаться по стилистике и функционалу. В итоге существующие классификации или слишком обобщают (теряется нюансировка), или опираются на историко-стилистические критерии, игнорируя композиционные и эмоциональные особенности, что существенно для современной визуальной коммуникации. Современные попытки систематизировать акцидентные шрифты через параметры семиотики и эмоционального воздействия есть (Диксон, Бейнс), но универсальной, рабочей классификации пока не существует.
Потребность в новых методах анализа очевидна: современные бренды требуют системного подхода, учитывающего выразительность, композицию, ассоциации и эмоционально-образную нагрузку шрифта. Наиболее перспективным видится анализ, основанный на принципах композиционного контраста — инструмента, позволяющего описывать как формальные, так и эмоциональные характеристики гарнитур, и, следовательно, строить более адекватную типологию акцидентных шрифтов для практики и образования.
Таким образом, история и эволюция акцидентных шрифтов отражают путь от декоративного плакатного инструмента до ключевого средства идентичности и коммуникации в цифровую эпоху. Их потенциал — в уникальности и глубине передачи смыслов там, где стандартные текстовые гарнитуры бессильны. Для дизайна, рекламы и брендинга акцидентные шрифты остаются не только эстетическим, но и стратегическим ресурсом, требующим нового профессионального языка описания и анализа.
Сравнение текстовой и дисплейной версии гарнитуры San Francisco от Apple
В современной типографике акцидентные шрифты играют ключевую роль в визуальных коммуникациях брендов, помогая выделяться в насыщенной информацией среде и вызывать нужный эмоциональный отклик. Кратко говоря, акцидентные шрифты — это те гарнитуры, которые используют для заголовков, логотипов, упаковки, рекламы — везде, где важнее выразительность, чем «невидимая» нейтральность текстового шрифта. Их смысл не только в читаемости, но и в том, чтобы мгновенно передать настроение, характер или даже архетип бренда.
Чтобы классифицировать и проектировать такие шрифты, особенно в задачах бренд-дизайна, эффективнее всего применять систему композиционных контрастов. Она опирается на анализ тех формальных свойств, которые мгновенно «цепляют» зрителя: вес штрихов (толщина линий), масштаб элементов, симметрия и асимметрия, ощущение динамики, объём и ритм. Каждый из этих контрастов формирует свою эмоцию и подсказывает, какой образ считать ключевым: статичность — это надёжность, динамика — инновационность, асимметрия — индивидуальность, ритм и повтор — ощущение системы и технологии.
Результаты опроса по контрасту Статика/Динамика
Художественная выразительность шрифта всегда связана с его формой, то есть с тем, как устроены линии, как контрастируют элементы, как ведёт себя ритм букв. Но именно эмоционально-образное содержание — те ассоциации, которые вызывает гарнитура, — определяет, сработает ли шрифт как визуальный код бренда. Это тонкая связь: строгий геометричный гротеск может навевать мысли о надёжной ИТ-компании, а мягкая рукописная гарнитура — о чём-то дружелюбном и уютном.
На основе такого теоретического анализа спроектирован фирменный акцидентный шрифт для технологической компании Shoptronic. Здесь ключевой задачей было соединить образы технологичности, инноваций и дружелюбия. В формообразовании использовали модульность и ритмичность (единый мотив по всей гарнитуре), преобладание симметрии с намеренными асимметричными деталями (для индивидуальности), статичность базовых букв с возможностью динамичных альтернатив (наклонные варианты отдельных глифов), а также округлые окончания штрихов для смягчения технологичности. Особым приёмом стало использование суперэллиптических скруглений, что обеспечивает визуально уникальные и гармоничные переходы — такой принцип давно применяется Apple и считается эталонным в среде digital-дизайна. Дополнительная фишка — отсутствие полностью замкнутых форм в ряде букв, что подчеркивает открытость и инновационность.
Касса шрифта Shoptronic SP — латиница и расширенная кириллица
В результате получилась гарнитура, органично сочетающая строгую геометрию, ритм и легкую динамику, — оптимальный инструмент для бренд-коммуникаций компании. Шрифт был внедрён во все элементы фирменного стиля: логотип, интерфейсы автоматов, упаковку, наружную рекламу, цифровые платформы и корпоративные материалы. Такой подход не только усилил уникальность визуального образа Shoptronic, но и позволил уйти от лицензионных ограничений сторонних гарнитур.
Панграммы — то есть то же самое, что и «Съешь еще этих мягких французских булок да выпей чаю»
Главное, что доказывает этот опыт: системный подход к акцидентным шрифтам на основе композиционных контрастов действительно работает как в аналитике, так и в проектировании. Он позволяет дизайнерам осознанно подбирать выразительные средства под нужды бренда и создавать гарнитуры, которые действительно «работают» — визуально, семантически и эмоционально. Такой подход пригоден для профессиональной практики, обучения молодых дизайнеров, разработки библиотек гарнитур и стандартизации корпоративной айдентики.
Версии фирменного блока (логотипа) Shoptronic и шрифтовая пара
В эпоху, когда всё больше компаний стремятся к визуальной универсальности и теряют индивидуальность в потоке однотипных шрифтов, системное использование композиционных контрастов остаётся редким, но мощным способом заявить о себе. Уникальный акцидентный шрифт способен сделать бренд запоминающимся, понятным и эмоционально близким — а это в коммуникационной среде XXI века зачастую ценнее любых других инвестиций в визуал.
Comments
No one has left any reviews yet
Write to us
Request sent successfully!
Name *
Phone *
Message *
Preorder
Preorder sent successfully!
Name *
Phone *
Заявка

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями оферты и политики конфиденциальности.